Как руководитель школы гимнастики «Катюша», я провела внутреннее расследование инцидента, который был описан в средствах массовой информации.
Инцидент такого рода произошел в нашей школе впервые за 7 лет существования, поэтому для меня как руководителя это новый опыт, мне пришлось расследовать такой инцидент, соответственно, также впервые. Хочу сообщить о результатах служебного внутреннего расследования – это позволит и увидеть картину во всей её полноте.
Участников инцидента, пожалуй, не два, а три
Лица, которые непосредственно были задействованы в инциденте – это наши два тренера – Чемезова Мария Александровна и Колесникова Ольга Николаевна. С противоположной им стороны – инициатор публичного скандала, мама 4-летней дочки Мария К.
Мы всегда забоимся о детях поэтому не раскрываем полные фамилию, имя и отчество госпожи Марии К. Впрочем, если она решит действительно стать участником судебного разбирательства – то ее данные будут раскрыты в обязательном порядке по закону. Но пока – так.
Отмечу, что Мария К. позиционирует себя как специалиста по управлению предприятием, связанным с лифтами. К художественной гимнастике, насколько нам известно имеет отношение в объеме тренировок своей 4-летней дочери. Тренируется её дочь в гимнастике примерно с 2-летнего возраста (со слов Марии К.).
Это важно в контексте ситуации, чтобы лучше понимать квалификацию и оценки, которые участники конфликта давали ребёнку с точки зрения перспектив в художественной гимнастике. Именно эти оценки и стали причиной конфликта.
С квалификацией тренера Ольги Николаевны Колесниковой в вопросах художественной гимнастики более понятно:
Колесникова Ольга Николаевна - тренер высшей категории. Педагогический стаж с 1989г. Работала в СШОР №1, СШ ВИР. В данное время тренер СШ «Катюша», хореограф и постановщик программ. 6 воспитанниц являются членами сборной команды Свердловской области. За годы работы подготовлено 6 Мастеров Спорта России, более 50 кандидатов в Мастера спорта России, множество гимнасток 1 спортивного разряда, 2 спортивного разряда. Воспитанницы являются победителями и призёрами городских, областных и Всероссийских соревнований.
Судья Всероссийской категории. Член региональной коллегии судей. Лектор региональных семинаров для судей по художественной гимнастике, проводимых для повышения квалификации. Принимала участие в официальных соревнованиях разного статуса в качестве судьи в поле, а также в качестве члена главной судейской коллегии (Первенство и Чемпионат Свердловской области, Первенство и Чемпионат Уральского Федерального округа, многих Всероссийских соревнований - «Памяти Заслуженного тренера СССР Е.А. Облыгиной», «Мелодия Кузбасса», «Памяти героя СССР Марии Октябрьской», Международные соревнования «Игры вызова Легенд», Международный фестиваль университетского спорта», VIII летние международные игры «Дети Азии»).
Один из ведущих специалистов учебно-тренировочных мероприятий области, Уральского Федерального округа, в этом году Всероссийского тренировочного мероприятия в г. Петрозаводск, республика Карелия.
Третий участник событий – тренер Чемезова Мария Александровна - в СМИ не прозвучал, однако сыграл важную роль в возникновении конфликта и его развитии (не намеренно). Мария Чемезова хороший тренер, пусть пока и не заработала столько регалий, сколько есть у Ольги Колесниковой. Но мы уверены, что у неё всё впереди.
Теперь, когда бэкграунд участников скандала, полагаю, понятен, расскажу, что удалось установить по сути инцидента.
Мария К. пришла с дочерью к нам в школу вслед за Марией Чемезовой. Это было в сентябре 2023 года, т.е., за 8 месяцев до инцидента.
Тренер Мария Александровна Чемезова, вероятно, устраивала Марию К., раз та перевела дочь к нам в школу гимнастики «Катюша», когда Мария Александровна пришла к нам работать тренером.
Во второй половине мая были соревнования в Дубае. При соревнованиях проводились, как это принято в гимнастике, также турниры для малышей. В турнирах главное – участие, а не победа, их цель – чтобы дети привыкли выступать и когда подрастут – уверенно выступали на соревнованиях.
Туда поехали наши самые юные ученики и выступили там достойно.
К соревнованиям дети допускаются в 6 лет. А дочери Марии К. было 4 года, поэтому она участвовала в детском турнире.
Период непосредственно перед инцидентом, а также почему нас интересовал источник утечки сведений из «закрытого» тренерского чата
Участие в турнире в Дубае - удовольствие недешёвое. Мария К. оплатила проезд и пребывание в Дубае своё, своей дочери и тренера Марии Чемезовой. Важным моментом нам кажется то, что Мария К. и Мария Чемезова проводили вместе очень много времени в течение этой поездки.
На прямой вопрос: «Мария Александровна, были ли случаи, что Вы оставляли свой телефон или ноутбук открытыми, или незаблокированными, будучи залогиненной в тренерский чат?», - Мария Чемезова дала неопределенный ответ. Т.е., она относится к людям, которые не блокируют девайс, если рядом находится человек, которому они доверяют, и не отслеживают такие ситуации намеренно. Ниже я поясню, почему это нам показалось важным в контексте инцидента.
Неделю шел турнир. Еще неделю Мария К. и Мария Чемезова провели в Дубае дополнительно – не потому, что тренер Мария Александровна хотела отдохнуть, а потому что обратные билеты на более ранний период стоили существенно дороже, а решение о покупке принимала Мария К.
Это, в свою очередь, важно потому, что четверо детей из подопечных Марии Чемезовой на неделю остались с «подменными» тренерами. Родителей такая ситуация огорчила и огорчила серьёзно. И они решили перевести детей в другую школу.
Такие ситуации, надо сказать, встречаются в мире спортивных школ. Причем нередко часть ушедших потом возвращается обратно. В общем, инцидент, конечно, досадный, но понятный. И не связан, на наш взгляд, с тем, что произошло далее с Марией К. Скорее, наоборот – Мария К. из стремления сэкономить на билетах для себя и тренера, (нормальное стремление, безусловно) случайно спровоцировала такую реакцию родителей.
А вот далее произошли события, которые мы так и не смогли полностью прояснить в рамках внутреннего служебного расследования.
28 мая 2024 года Мария К., ее дочь и тренер Мария Чемезова вернулись из Дубая. А спустя чуть более недели, 6 июня Мария К. заявила, что недовольна результатами дочери и забирает документы – уходит в другую школу и к другому тренеру. Хотя замечу, что в свое возрастной группе дочь Марии К. выступила в Дубае на достойном уровне. Лучшей, возможно, не была, но точно не хуже всех.
Возможно, это эффект «наполовину полного и наполовину пустого стакана»: Мария К. полагала, что ее дочь будет впереди всех. Мария К. действительно очень много внимания уделяет дочери, в этом она, безусловно молодец. И, будучи финансово обеспеченным человеком, Мария К. приобретала своей 4-летней дочери гимнастические купальники и спортивные снаряды высокого ценового сегмента. Вероятно, Мария К. считала, что это может обеспечить высокие результаты и в чисто спортивном плане.
А тренер в то же время радовалась достигнутым фактически результатам, потому что дочь Марии К. к художественной гимнастике, к сожалению, природной склонности не имеет. И это не только наше мнение: со слов Марии К., она возила девочку к самым именитым тренерам и услышала там примерно тот же вердикт.
Тренер Мария Чемезова расстроилась: только что ушли четверо учеников из-за задержки в Дубае на неделю, а теперь и девочка, тренировавшаяся у Марии Александровны, ушла – потому что, вроде как, мама недовольна результатами.
И вот, в чате тренеров шло обсуждение ситуации. И там Ольга Колесникова сказала вещи понятные, но словами, которые были обидны Марии К.
По сути (а не по форме), Ольга Колесникова сказала примерно следующее: «Не все дети одинаково талантливы, и не все дети имеют склонность именно к художественной гимнастике. Успешные гимнастки недаром очень сильно похожи друг на друга: у них пропорции тела определенные. При этом Ольга Николаевна говорила и о том, что дочь Марии К., увы, не обладает теми пропорциями, которые есть у успешных гимнасток – и приводила конкретные обоснования, причем основываясь на личном опыте (в СМИ просто не показали эту часть – про личный опыт, но она есть). А значит, либо маме этой девочки надо радоваться успехам дочери, но отдавать себе отчет в том, что эти успехи не будут выдающимися, в сравнении с теми, у кого от природы данные для художественной гимнастики. Либо – не надо мучать себя и ребенка попытками достигнуть недостижимого, а лучше найти другой вид спорта. Ведь тот момент, что ребенок не имеет пропорций тела, характерных для успешных гимнасток, не делает ребенка каким-то «неправильным». Просто надо правильно выбрать спорт, в котором развивать ребенка, если есть желание сделать из него чемпиона, а не просто заниматься красивой разновидностью физкультуры».
А по форме… Beдь есть важный момент: всегда и везде за пределами публичного поля даются прямые оценки. Они не всегда симпатичные, но они понятные и честные. Причем реально – всегда и везде. Вспомните знаменитые два слова Министра иностранных дел Лаврова, которые разошлись по мемам. Он сказал их не с трибуны и не тем, кого называет «Уважаемыми партнерами». И это – нормально.
Не нормально – когда эти слова оказываются не у тех, кому они были адресованы. И вот тут есть интересный момент.
То, что никто из тренеров не сказал: «Да, это я «слил» информацию из чата», - по-человечески понятно. Но интересно другое: ни одному из тренеров не было выгодно сливать эту информацию. Чат есть давно, состав в нем тоже, по сути, постоянный (и это те, кто прямо расписался, что сливать информацию не вправе).
И выявлен возможный канал утечки: предположительно, синхронизация чата с телефоном или компьютером третьего лица. И такая синхронизация требует физического доступа к телефону или компьютеру, залогиненному в личный аккаунт, который состоит в чате, на полминуты-минуту.
И есть лишь одно лицо, «хайпующее», как сейчас говорят, на этой информации – Мария К.
А ещё, есть вот такая хронология:
В 13:41 в чате появилось голосовое сообщение, которое возмутило Марию К. до такой степени, что та отнесла его СМИ.
В 13:45 (т.е., через 4 минуты после выхода ) Мария К. уже переслала это сообщение, высказав своё возмущение, директору школы.
При этом продолжительность голосового сообщения 2 мин. 33 сек.
Получается, что Мария К. за 4 минуты увидела сообщение, прослушала его, а в оставшиеся полторы минуты (если она ознакомилась с ним сразу) приняла решение переслать, выразив возмущение – и переслала.
Я ни на кого не намекаю, нет. Я просто привожу тайминг сообщения и хронологию фактических событий.
Со слов Марии К., она получила это сообщение по Вотсапу от третьего лица.
Кстати, специалисты говорят, что за неправомерный доступ к компьютерной информации есть уголовная статья. И за незаконный доступ к частной жизни – тоже. А если предположить, что это именно синхронизация аккаунта – то значит, любознательный любитель синхронизаций мог видеть и переписку того, с кем синхронизировал свой Вотсап. Включая личные моменты. И снова мы ни на кого не указываем пальцем, а лишь анализируем виденное.
Соответствует ли поведение Марии К. поведению оскорбленного человека?
Сложно сказать однозначно, но, как мне кажется, тот, кто оскорблен, обычно не пытается тиражировать оскорбления максимально широко. А Мария К. напротив, заявляя, что она оскорблена тем, что вообще не ей предназначалось, активно тиражирует то, чем она, по ее словам, оскорблена.
В сочетании с описанным выше таймингом это выглядит, как минимум, необычно.
За что извинилась школа?
За то, что кто-то из тренеров, пусть и не намеренно, пусть даже, возможно, став жертвой компьютерного преступника, допустил утечку информации из тренерского чата.
Считаем ли мы, что в тренерском чате надо общаться так, словно общение идет публично? И почему?
Нет, не считаем. Мы считаем, что надо быть честными и открытыми. Мы также считаем, что спорт – это не курсы вышивания крестиком, там вполне допустимы и высказывания, которые на курсах вышивания крестиком неприемлемы. Кто не согласен – почитайте, как многоуважаемая Главный тренер страны общается со своими воспитанницами – и не в тренерском чате, а лично. И они становятся чемпионами.
Мы также считаем, что обоснованно называемся школой, которая умеет готовить спортсменов. За 7 лет работы школы «Катюша» мы подготовили 487 разрядников с юношескими разрядами, 148 разрядников со взрослыми разрядами, 8 кандидатов в мастера спорта, 6 мастеров спорта.
И по целому одному человеку сказали в закрытом чате тренеров, что он не имеет природных данных для серьёзных успехов в художественной гимнастике. Что было практически подслушано и вызвало обиду. Что ж, правда не всегда приятна. А спортсмены – как правило, прямые и открытые, люди, говорящие простым языком. Зато по делу и понятно.
Но посещение тренера и становление спортсмена – процесс добровольный и очень сильно основанный на доверии. На взаимном доверии. Поэтому наше кредо: если родители хотят, чтобы ребенок стал хорошим спортсменом и научился художественной гимнастике — это к нам. Его будут учить те, кто умеет это делать. Но будет учить без кривляний и заискиваний. Просто, честно и эффективно.
Если же родители хотят, чтобы ребенок танцевал в купальнике с ленточкой – это можно много где найти. И даже там, где вообще нет тренерского чата. Но, наверное, лучше тогда выбрать не нас.
Хотя и мы никогда не разговариваем с детьми грубо. Ведь и в данном случае Мария К. попросту «подслушала» то, что ее расстроило, а не ребенку это сказали. Но, тем не менее, между политесом и профессионализмом мы выбираем профессионализм – причем, делаем это в интересах детей.
Татьяна Долганова,
директор спортивной школы «Катюша»
Ссылка на скачивание материала: Позиция спортшколы "СШ Катюша" по инциденту
Также по этой теме: